Проблема износа двигателя существует с момента его создания. В большинстве случаев это происходит из-за воздействия на металл механических и коррозионных факторов. Износ двигателя влияет на расход масла,
в основном это проявляется: ухудшением технического состояния двигателя, что увеличивает скорость старения масла; уменьшением упругости поршневых колец, ухудшением их прилегания к зеркалу цилиндра, увеличением зазоров в замках колец, нарушением правильной геометрической формы цилиндра.
Всё это в итоге может привести к капитальному ремонту двигателя. А ведь ежегодно в мире прямые потери от износа машин и механизмов составляют около одного триллиона евро и их надо постоянно восполнять,
используя человеческий труд, большое количество углеводородного сырья, природных ископаемых, засоряя окружающую среду. Также необходимо восстанавливать оборудование, на котором выпускаются новые узлы и детали.
Другими словами то количество энергии двигателя, которое раньше расходовалось на предотвращение сил трения, а следовательно на лишний перегрев деталей и их физический износ, частично перенаправляется на создание и поддержание самоорганизующейся структуры с небольшим коэффициентом трения и преумножением полезной работы двигателя.
То есть с практической точки зрения это введение в смазывающее масло двигателя нанопорошка, которое улучшит физико-механические свойства деталей. В результате чего на границе поверхностей трущихся деталей произойдёт процесс образования самоорганизующейся структуры достаточной толщины и оптимальной геометрии, что значительно упрочнит поверхность. Компенсируется износ деталей и повысится степень близости друг к другу независимых кинематических пар. Термодинамические характеристики двигателя изменятся в лучшую сторону.
В целом для различных двигателей внутреннего сгорания это приведёт к изменению условий сгорания топлива, увеличению и выравниванию компрессии по всем цилиндрам, значительному снижению токсичности отходящих газов, снижению шумной работы двигателя. Наглядно работа нанопорошка, в сравнении с работой минерального и синтетического масла без его добавления, представлена на рисунке 1.
Отличием нанопорошка от различных присадок является то, что его количество в масле двигателя составляет 0,001%, так как его частицы очень маленького размера, а так же благодаря этому они легко проходят
через различные виды фильтров и не осаждаются в масле. Таким образом определить его наличие в масле практически невозможно. Одного килограмма порошка достаточно для приведения в порядок десяти тысяч двигателей легковых автомобилей и спасением их от износа.
Гашева Е.А.